СЧАСТЬЕ  Райская Птица

 

1. ТЫ В ЭТИ ДНИ БЫЛА МОЯ

/ муз. Александр Суханов, сл. Александр Блок
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев

/ фильм-романс: на основе фрагментов из фильма "Дама с собачкой" режиссера Иосифа Хейфица ("Ленфильм", 1960) по одноимённому рассказу А.П.Чехова (1899)
/ в гл. ролях: Алексей Баталов и Ия Саввина.



img_previewimg_previewimg_preview

бриллиант,  Венера,  вокальная техника: {тушь}

Эрмитажная музыка. Кармен-романс на основе мелодии песни "Телефонный звонок" (Александр Суханов).

Текст создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из пяти стихотворений Александра Блока:

  • Мы были вместе, помню я (1899)
  • Я долго ждал — ты вышла поздно (1901)
  • Снежное вино (1906)
  • Я был смущённый и весёлый (1906)
  • Смычок запел — и облак душный (1914).

Мы были вместе, помню я...
Ночь волновалась, скрипка пела...
Ты с каждым часом хорошела...
Ты в эти дни была — моя.

Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
Просились в сердце звуки скрипки,
К устам просился поцелуй.


Опять волшебницей всплыла
Ты в белой вьюге, в снежном стоне
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.

Когда ж оборвалась струна,
Когда та скрипка уж не пела,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина...


Танцуя в дымке золотой,
Ты вновь смеёшься дивным смехом,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.

Ты над равниной — вдалеке...
Звезда, ушедшая от мира.
Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке...


Мы были вместе, помню я...
Ночь волновалась, скрипка пела...
Ты с каждым часом хорошела...
Ты в эти дни была — моя...

≡≡≡ ДАМА С СОБАЧКОЙ (1960)

/ Из истории легендарного советского фильма

== Награды, номинации

  • 1960 — МКФ в Канне (спец. премия — Ия Саввина)
  • 1960 — МКФ в Канне (приз лучшей национальной программе «За гуманизм и исключительные художественные качества» — Иосиф Хейфиц)
  • 1960 — МКФ в Лондоне (почетный диплом за режиссуру — Иосиф Хейфиц)
  • 1961 — Британская киноакадемия (диплом «За изобразительное решение фильма» — Исаак Каплан, Белла Маневич-Каплан)

<< Картина была поставлена на киностудии "Ленфильм" режиссёром Иосифом Хейфицем. Главные роли в ленте, снятой по известному одноимённому рассказу Антона Чехова, сыграли Ия Саввина (Анна Сергеевна) и Алексей Баталов (Дмитрий Гуров).

Фильм создали к 100-летию со дня рождения писателя. Его премьера состоялась накануне этой даты – 28 января 1960 года.

Руководство "Ленфильма" решило экранизировать рассказ А.П.Чехова к 100-летию великого писателя. Один из сценаристов предложил снять этот фильм Иосифу Хейфицу — старейшему и именитому режиссёру СССР, встретив того в коридоре киностудии. Хейфиц с ходу согласился. А вечером того же дня, читая рассказ Чехова, клял себя за поспешное "да": был уверен, что не потянет. Но засучив рукава взялся за работу со всей ответственностью.

Фильм продолжительностью чуть больше часа снимал целых два года. Всё потому, что хотел как можно точнее передать чувства главных героев, о которых написал Чехов. Мелодрама получилась по-настоящему глубокой и пронзительной.

Когда картина вышла на экраны, она стремительно завоевала невероятную популярность не только в Советской России, но и за рубежом. Великий итальянский режиссёр Федерико Феллини смотрел её несколько раз подряд и не уставал ею восхищаться. А Марчелло Мастроянни говорил, что сниматься в такой картине — большая честь для любого актёра.

Чеховская «Дама с собачкой» — проба Хейфица в классике. «Этот фильм не знаменует отход от современной темы, — возражал режиссёр. — Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей. А у меня есть ещё особые обстоятельства. Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне. Поэтому я и решил к юбилею писателя поставить "Даму с собачкой", которую Горький считал вершиной чеховского реализма. Кроме того, в этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно. Чехов — наш союзник в борьбе с остатками пошлости…»

Сценарий, написанный по повести Антона Чехова, был сделан, по воспоминаниям автора, как-то уж очень легко и быстро. Возможно, это было связано с особой кинематографичностью чеховских текстов, а может быть, с особенным отношением к Чехову самого режиссёра, который считал «неоспоримым достоинством писателя умение видеть необычное в самых простых вещах».

На главную роль Гурова Хейфиц утвердил Алексея Баталова. Этот выбор удивил многих. Баталов был слишком молод для этой роли и, как казалось тогда многим, слишком простоват для экранизаций Чехова.

Но сам Алексей Баталов мечтал сыграть эту роль. Помимо его искренней любви к творчеству Чехова, он стремился отойти от привычного амплуа советского труженика, простого работящего парня, чуть-чуть нагловатого и слегка грубоватого. Пытаясь срастись со своим персонажем, Баталов купил себе туфли на размер больше, чтобы походка стала тяжелее и солиднее, отпустил бороду и начал сутулиться, чтобы приблизиться к возрасту героя, и даже стал носить перстень.

В качестве консультантов пригласили двух старушек. Одна из них сразу же заявила Хейфицу, что Баталов при ходьбе косолапит, а это не вяжется с образом интеллигента. Режиссёр стал пристально следить за походкой своего артиста и постоянно одёргивать его.

Все самостоятельные усилия и актёрские предложения Баталова были забракованы Иосифом Хейфицем. Бороду он назвал пошлой, попытку казаться старше — ребячеством, а походка его раздражала в принципе. И он постоянно делал замечания молодому актеру, чтобы тот не косолапил. Позже эту своеобразную «фирменную» походку Алексея Баталова полюбят миллионы отечественных кинозрителей.

Ия Саввина, приглашённая на главную роль, юная, лёгкая, вовсе не была профессиональной актрисой. Она училась на втором курсе журфака МГУ, играла в студенческом театре Ролана Быкова, где её и заметил Хейфиц. Она сразу поразила его удивительным сходством с героиней Чехова. Иосиф Ефимович пригласил её не раздумывая. И ни разу не пожалел о своём выборе.

В Крыму "Даму с собачкой" снимали с начала лета и почти до осени. Основные работы проходили на набережной Ялты, где, в частности, произошло знакомство главных героев. К слову, в своё время Чехов сам любил здесь гулять. Снимали в основном по утрам, так как режиссёру требовалось особое освещение. К тому же в это время на набережной находилось не так много людей.

«Мне очень хотелось работать над этой ролью, — вспоминает Алексей Баталов, — и потому, что Чехов, и в силу моей неразрывной связи с Художественным театром, и, наконец, потому, что Гуров, как материал, давал возможность перейти в другое амплуа, в круг совсем иных человеческих переживаний. Именно поэтому я стремился преодолеть всё, что отделяло меня от роли и как-то могло смущать Хейфица. Прежде всего я отпустил бороду и стал побольше сутулиться, дабы убедить противников моего возраста в пригодности по годам. Для проб я выбрал туфли большего размера, чтобы ноги и походка казались посолиднее, потяжелее… На безымянном пальце появилось кольцо, призванное хоть сколько-то культивировать мои привыкшие к грязным инструментам руки.

— В Крым киношники приехали в начале лета. Остановились в Ялте, в гостинице "Украина", оттуда до набережной, где шли основные работы, рукой подать, — рассказала "КП" заведующая научно-экспозиционным отделом Дома-музея Чехова Алла Ханило. — Пробыли тут почти до осени. Купались в море, объедались мороженым и фруктами. Собачка — белый шпиц — тоже оказалась отличным актёром, — смеётся Алла Васильевна.

— Очень послушный пёсик, ни на кого не лаял. Его специально из Москвы привезли. А Алексей Баталов уже после выхода фильма на экран несколько раз приезжал в Ялту. Приходил в наш Дом-музей Чехова, садился на скамеечку под кедром и о чём-то долго думал. Мы ещё тогда с коллегами гадали — почему он так себя ведёт и даже в дом не заходит?

После премьеры многие по-хорошему недоумевали: каким образом Саввиной, молодой актрисе, удалось так хорошо передать чувства своей героини? Дело тут, наверное, даже не в актёрском мастерстве — для актрисы это была первая роль в кино. Нужный настрой создали непростые обстоятельства её личной жизни. За два года до съёмок Ия Сергеевна родила сына Сергея, у которого оказался синдром Дауна. — В сыне она души не чаяла, но очень страдала из-за его болезни, — вспоминают коллеги Саввиной в своих мемуарах.

Впрочем, Хейфицу частенько приходилось нарочно доводить Саввину до слёз для пущей правдоподобности, а потом включать камеру. После таких встрясок актриса долго не могла успокоиться. Её отводили в палатку, где режиссёр отпаивал её чаем и утешал. Именно так и родились самые пронзительные сцены этого кино.

Съёмки начинались в Ялте, где и разворачивается чеховское действо, но они продолжались недолго, так как началась полоса пасмурных дней. Ко всему прочему Баталова сразила тяжелейшая болезнь глаз, так что во многих натурных сценах снимали его дублера. В результате пришлось переносить все съёмки в павильон и строить специальные летние декорации, да ещё и художникам по свету пришлось особенно тщательно поработать — так, чтобы не было заметно разницы между естественным солнечным светом и искусственно создаваемым сочинским солнцем в павильоне. И здесь оператор превзошёл самого себя — даже коллеги Дмитрия Месхиева не могли с первого раза угадать, где съёмки натурные, а где павильон.

В Ялте Хейфиц искал детали, дающие представление об атмосфере того времени. «Осторожно с пейзажем!» — делает он пометку в своём дневнике. «Осквернённая природа. Парфюмерный запах вместо аромата цветов. Скука. Сонное море. Пустые бутылки. Праздность прохожих. Ленивый фотограф. Чиновник и жена по очереди взвешиваются на весах. Обострённый нездоровый интерес к мелочам». Таков мир, в котором существовали два хороших, но несчастных человека. И вот они встретились…

…Море. Пустая набережная. Снимается ответственный кадр — первое появление в картине. Жара природная усиливается операторским светом и многочисленными щитами, покрытыми серебряным блеском — «подсветки». Баталов и Саввина точно почувствовали замысел режиссёра, и съёмки эпизода прошли без особых непредвиденных затяжек.

Съёмочная группа на фильме подобралась профессиональная и приятная во всех отношениях. В своих интервью разных лет Алексей Баталов с теплотой отзывался о Хейфице, актёрах, художниках Исааке Каплане и Белле Маневич…

Фильм потрясающе снят Москвиным — «картинка» производит просто гипнотическое воздействие. А какая музыка, просто сердце щемит. И как показана эволюция чувств Гурина: лёгкий интерес, охотничья стойка, получение приза, равнодушие при прощании у поезда (в том числе перчатка, забытая Анной).

Экранизация рассказа получила несколько наград. Так, в год выхода фильма на международном кинофестивале в Каннах (Франция) он в качестве лучшей национальной программы удостоился приза "За гуманизм и исключительные художественные качества". Кроме того, специальный приз получила исполнительница главной роли.

В 1961 году Британская киноакадемия вручила художникам картины Исааку Каплану и Белле Маневич диплом "За изобразительное решение фильма". В то же время Баталов в 1962 году получил в качестве иностранного актера почётный диплом премии "Юсси" в Хельсинки (Финляндия). >>


Счастье

 1. Ты в эти дни была моя(муз. Александр Суханов, сл. Александр Блок)
 2. Рай(муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев)
 3. Дремала душа, как слепая(муз. Герольд Китлер, сл. Николай Гумилев)
 
 4. Соловьиный сад(муз. Александр Суханов, сл. Александр Блок)
 5. Фейный бал(муз. Петр Чайковский, сл. Руслан Богатырев)
 6. Хрустальный вальс(муз. Евгений Дога, сл. Руслан Богатырев)
 
 7. Заколдованная любовь(муз. Ольга Никитина, сл. Александр Блок)
 8. Твое лицо(муз. Игорь Двуреченский, сл. А. Блок, Р. Богатырев)
 9. Кармен(муз. Евгений Дога, сл. А. Блок, Р. Богатырев)

img_preview