ПЕТЕРБУРГ Павловск, Гатчина

 


≡≡≡ КАРМЕН-РОМАНСЫ И ФИЛЬМЫ-РОМАНСЫ


/ идея, фото, видеосъемка, монтаж: Руслан Богатырев
/ муз. Микаэл Таривердиев / аранж. Олег Князев

В видео звучит инструментальная композиция Микаэла Таривердиева "Обещание любви" (из музыки к фильму "Роман Alla Russa", 1994). Она выполнена аранжировщиком Олегом Князевым для моего кармен-романса "Нежность", который вошёл в новый сольный альбом "Для тебя. Любовь и небо".

В июле 2019 г. был в поездке по историческим пригородам Петербурга: остановился на несколько дней в Павловске, затем почти на неделю в Царском Селе (Пушкин). Оттуда уже ездил в Гатчину, Стрельну, Петергоф, С.-Петербург и даже в Тихвин. Поездка была спланирована так, чтобы максимально изучить знаменитые Павловский и Екатерининский парки, без спешки и не один день по ним погулять, собрать свою коллекцию фото- и видеоматериалов.

img_preview

≡ Павловск. Мост Кентавров

Мост Кентавров — один из знаковых символов Павловского парка. Расположенный в излучине реки Славянки, он превосходно вписывается в пейзаж, с него открываются живописные виды на дворец и на Колоннаду Аполлона.

Построенный в начале 1790 гг. по проекту итальянского архитектора Винченцо Бренны, мост с самого начала был украшен по четырём углам двумя парами статуй безбородого и бородатого кентавров. Первоначально здесь находился деревянный мост, вместо которого с появлением Холодной бани был построен новый каменный мост. Его украшали гипсовые копии с античных кентавров, которые произвели большое впечатление на Павла Петровича и Марию Фёдоровну во время посещения музея Капитолия (в ходе большого турне по Европе). Для Павловска были сделаны гипсовые копии статуй кентавров, созданных из тёмно-серого мрамора во II веке до н.э (авторы работ — скульпторы Аристей и Папия). В 1805 г. русский архитектор А.Н. Воронихин заменил гипсовые статуи на мраморные.


img_preview

≡ Павловск. Галерея Гонзаго

После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 1790-х гг., декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. Золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу реки Славянки, виден даже с дальних точек парка и города. Его трёхэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на 64 колоннах, — самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке. Он создан Чарльзом Камероном в 1780-х годах. В начале XIX в. Андрей Воронихин и Джакомо Кваренги завершили отделку фасадов дворца.

В 1806-1807 гг. итальянский декоратор и архитектор Пьетро Гонзаго, прославившийся театральными декорациями с эффектами «обмана зрения» (trompe-l'œil), расписал фресками стену галереи, обращённую к Славянке. На ней изображены наполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. Она произвела фурор, её называли чудом Павловска. Это единственный в Северной Европе образец наружной фресковой живописи столь большой площади. Шедевр Гонзаго украшают женские аллегорические фигуры из его цикла «Времена года» (1801; Весна, Лето, Осень, Зима), статуя древнеримской богини цветов Флоры, — подлинные итальянские мраморные статуи XVIII в. В историю русского искусства галерея вошла под названием Галереи Гонзаго. В 1822 г. Карл Росси разместил над Галереей Гонзаго библиотеку с арочными окнами и бюстами философов между ними. Созданием библиотеки было завершено формирование дворцового ансамбля. Восстановлена была в 2011 г.


img_preview

≡ Гатчина. Большой Гатчинский дворец. Белый зал

Белый зал — самое большое парадное помещение, занимающее центральную часть дворца. Был предназначен для торжественных церемоний. Ещё при первом владельце Гатчинского дворца Григории Орлове в Белом зале была размещена мраморная скульптура и рельефы: над камином — римские антики «Жертвоприношение императора Тита» (I век н.э.) и овальный медальон «Церера и Флора». В 1767 г. из Италии были привезены произведения венецианских мастеров Д.М. Морлайтера «Эней, спасающий Анхиза» и Д. Маркиори «Похищение Елены». Эти эллиптической формы рельефы (подарок Екатерины II графу Орлову) поместили по бокам от двери, ведущей в Тронный зал императора Павла I.

Архитектор Винченцо Бренна не нарушил созданного Антонио Ринальди ансамбля Белого зала. На торцовой стене появились два мраморных рельефа, выполненные в ХVIII в. итальянцем Томмазо Солари на темы из жизни Александра Македонского. У камина расположены два бюста: «Римлянин» и «Сенека» (работы Джиованни Кавачеппи) на ножках из белого мрамора.

К исторической коллекции относятся статуи Антиноя в египетском одеянии и жреца с жертвенным подносом, исполненные из чёрного мрамора (ХVIII век). У противоположной стены между окон неизменно привлекает внимание бюст Афины Паллады работы итальянских ваятелей ХVIII столетия, созданный из белого каррарского и чёрного мраморов и оникса. Античные бюсты Антиноя и Каракаллы занимают свои исторические места у дверей в Аванзал.

В финале видео — полученная из Эрмитажа мраморная статуя «Урания» из коллекции маркиза Кампана в Риме. Она была приобретена при Александре II в 1861 г.

Урания в древнегреческой мифологии — муза астрономии, олицетворяет силу познания и созерцания. Самая младшая из всех девяти муз, дочь Зевса и Мнемосины. Наравне с Афиной Палладой её считают самой мудрой греческой богиней. В руках Урании всегда небесная сфера и циркуль, одета в звёздный плащ, на голове – корона из созвездий. Урания вместе с сёстрами сопровождает, вдохновляя, греческого бога Аполлона. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (урано́с) тех, кто постиг её искусство. Зовёт отдалиться от хаоса повседневности, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни космоса и движений звёзд, отражающих земные судьбы.


img_preview