Избранное Песни и романсы

 

Русская музыка

В своём творчестве Руслан Богатырёв исповедует преклонение перед неповторимой красотой русского песенного мира во всём его многообразии: народная песня, старинный романс, русская классика, советская песенная культура, современный лирический фолк-шансон.

Эстетика восприятия русской музыки органично дополняется искренностью и эмоциональностью родственного народного мелоса Украины, Белоруссии, Молдавии, Италии, Испании и стран Латинской Америки, обогащённых современной ритмикой и гармонией.

в ожерелье славянских
и латиноамериканских мелодий

———

Р. Богатырев (из интервью 2015 г.)

Русская музыка… Мы не раз слышали это словосочетание, но положа руку на сердце редко испытываем гордость. Скорее, чувство неловкости и даже ущербности. В самом деле, разве можно сравнить вроде как простенькую мелодичность нашей песни с изощрённостью гармонии и ритма зарубежных хитов?

Это неудивительно. В быту нас окружает совсем иной музыкальный мир: англосаксонская культура и слепо подражающая ей отечественная поп-эстрада. Наш слух заточен именно под восприятие этого материала. Хотим мы того или нет, восприятие русской мелодии, родного мелоса постепенно атрофируется.

Часто ли мы задумываемся о том, что песенные хиты, которые звучат у нас отовсюду, — это просто подражательство, вторичность, отсутствие самобытности? Что это эрзац, заменитель, который малоинтересен иностранцам, желающим почерпнуть нечто новое и неповторимое в музыкальной культуре России. К сожалению, мы не ценим свою песенную сокровищницу, плохо знаем её и даже не стремимся слушать и изучать.

———

Из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1890-1907)

Русская песня распадается на великорусскую, малорусскую и белорусскую… Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых "песен без слов"; он, прежде всего, придаёт значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев.

———

Из работы проф. Л.Л. Сабанеева "История русской музыки" (1924)

В музыке более, пожалуй, чем в каком-либо ином искусстве, непосредственно даётся как бы оттиск духа (типа чувствования) данного автора, творца музыки, и, поскольку он сам отображает тип чувствования своего класса или группы, даётся слепок с типа чувствования и всей этой группы… Каждая такая группа имеет свою музыку, которую воспринимает и переживает предпочтительно и преимущественно, сравнительно слабее реагируя на музыку другого класса. Всё множество человеческих индивидуальностей таким образом распадается на такие "вкусовые группы", внутри каждой из которых наблюдается максимум общности восприятия. Причём надо помнить, что музыка, возникшая в одном типе чувствования, только в этом же типе и воспринимается как таковая. Человек другого типа чувствования воспринимает музыку не своего класса искажённым, объективно преломленным образом. Русская музыка представляет из себя одну из таких групп…