НАДЕЖДА  Южный Крест

 

1. ТОЛЬКО ДОЖДЬ

/ муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев

/ фильм-романс: на основе кадров из фильма «Человек-амфибия» режиссёров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского (Ленфильм, 1961) по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева (1927)
/ в гл. ролях: Владимир Коренев и Анастасия Вертинская.


img_previewimg_previewimg_preview

рубин,  Марс,  вокальная техника: {акрил}

«Жираф» — одно из самых известных и знаковых стихотворений Николая Гумилева. На него написано немало вокальных произведений. Но практически все они создавались в лоб, прямым переложением на музыку.

В то же время любой романс, любое вокальное произведение заведомо отличается от исходного стихотворения, подобно тому, как литературное произведение от его экранизации.

Как только добавляется музыка, это уже совсем иное произведение. О возможности появления которого сам автор наверняка и не догадывался. Там появляется типографика музыки, возможность в музыкальной форме выстраивать всю драматургию слияния музыки и слова. То, чего в принципе нет ни у одного стихотворения (даже в устной форме).

Это прекрасно понимали и наши классики, включая П.И.Чайковского, который любил поработать «резцом скульптора» над исходным строками. Стихотворение и соответствующий ему романс могут отличаться, в т.ч. и драматургически. И не только потому, что часть исходного поэтического текста может оказаться «за бортом».

Своего «Жирафа» («Только дождь») я создавал, осознавая и учитывая всё это. У него есть два существенных изменения по отношению к оригиналу: (1) в качестве пролога полностью используется другое стихотворение Гумилева («Отказ») и (2) отсутствует последнее четверостишие «Жирафа». Именно поэтому финальный акцент смещён на совсем другую фразу, которая и привела к появлению иного названия («Только дождь»).


Только дождь. Кармен-романс на основе мелодии песни «За то, что я руки твои не сумел удержать» (Ольга Никитина). Текст создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из двух стихотворений Николая Гумилева, написанных в один день (9 октября 1907 г.):

  • Отказ / Из сборника «Романтические цветы» (1908)
  • Жираф / Из сборника «Романтические цветы» (1908)

Уверен, они не просто так были написаны в один и тот же день одним и тем же стихотворным метром: 5-стопным амфибрахием.

Н.Гумилев: «У каждого метра есть своя душа, свои особенности и задачи: ямб, как бы спускающийся по ступеням (ударяемый слог по тону ниже неударяемого), свободен, ясен, твёрд и прекрасно передает человеческую речь, напряжённость человеческой воли. Хорей, поднимающийся, окрылённый, всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область — пение. Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые, как пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героинь. Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, это стихии в движенье, напряженье нечеловеческой страсти. И амфибрахий, их синтез, баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно-лёгкого и мудрого бытия».

В тот год Николай Гумилев вернулся в Россию из Парижа и встретился с теми, кто во многом перевернул его жизнь — со своим учителем Валерием Брюсовым и своей возлюбленной Анной Горенко (Ахматовой), с которой спустя три года он и обвенчался.


== ФИЛЬМ-РОМАНС. Кармен-романс был создан в марте 2018 г. Изначально после записи в студии (в конце марта) был создано пейзажное видео. Подобрать подходящий художественный фильм для монтажа долгое время не удавалось. Главным камнем преткновения был всё тот же жираф. Он настолько «приклеился» к Гумилеву в общественном сознании, что без него уже никуда.

Когда же в январе 2021 г. я осознал, что жираф в фильме-романсе может быть воплощён в грёзах, в мечтах лирического героя, всё стало на свои места. Выбор героини (ещё при создании кармен-романса) для меня был очевиден — безусловно Анастасия Вертинская. В своих фильмах романсах уже не раз использовал её сценические образы: «Девочка» (Н.Гумилев), на основе фильма «Алые паруса», и «Моя звезда» (И.Анненский), на основе фильма «Безымянная звезда».

Для этого романса, если отказаться от явного жирафа, выбор однозначен — «Человек-амфибия». Монтаж фильма, по правде говоря, дался нелегко. Уж очень мало кинематографического материала, за который можно было бы зацепиться и создать целостную миниатюру. Но, тем не менее, фильм-романс завершен.


Царица — иль, может быть, только печальный ребёнок,
Она наклонялась над сонно-вздыхающим морем,
И стан её, стройный и гибкий, казался так тонок,
Он тайно стремился навстречу серебряным взорам.

Сбегающий сумрак. Какая-то крикнула птица,
И вот перед ней замелькали на влаге дельфины.
Чтоб плыть к бирюзовым владеньям влюблённого принца,
Они предлагали свои глянцевитые спины.

Но голос хрустальный казался особенно звонок,
Когда он упрямо сказал роковое: «Не надо»...
Царица, иль, может быть, только капризный ребёнок,
Усталый ребёнок с бессильною мукою взгляда.


Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканно бродит высокий и гордый жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.


Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
Кроме дождя…



Николай Гумилев (1916): «Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Душа поэта получает толчок из внешнего мира, иногда в незабываемо яркий миг, иногда смутно, как зачатье во сне, и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям ещё не окрепшей новой жизни. Всё действует на ход её развития — и косой луч Луны, и внезапно услышанная мелодия, и прочитанная книга, и запах цветка. Всё определяет её будущую судьбу... Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни: они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают».


Надежда

 1. Только дождь(муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев)
 2. Ночные озера(муз. Евгений Дога, сл. Николай Гумилев)
 3. Белые крылья(муз. Мануэль Алехандро, сл. Николай Гумилев)
 
 4. Девочка(муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев)
 5. Золотой небосклон(муз. Петр Гапон, сл. Николай Гумилев)
 6. Твои бессонные глаза(муз. Игорь Двуреченский, сл. Александр Блок)
 
 7. Эдельвейс(муз. Александр Суханов, сл. Константин Бальмонт)
 8. Голубая ночь(муз. Евгений Дога, сл. Александр Блок)
 9. Вдохновенья обманутых дней(муз. Александр Суханов, сл. Александр Блок)

img_preview