РУСЬ СВЯТАЯ вера и мужество

 

Мужество

 10. Русское поле(муз. Ян Френкель, сл. Инна Гофф)
 11. Журавли(муз. Ян Френкель, сл. Расул Гамзатов)
 12. Иволга(муз. Кирилл Молчанов, сл. Николай Заболоцкий)
 
 13. Мы будем помнить вечно(муз. и сл. Александр Суханов)
 14. Нас не нужно жалеть(муз. Валерий Зубков, сл. Семен Гудзенко)
 15. Герои мировой войны(муз. Владимир Бучель, сл. Римма Казакова)
 16. Березовый сок(муз. Вениамин Баснер, сл. Михаил Матусовский)

13. МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ ВЕЧНО

/ фильм-романс (Р.Богатырев): на основе кадров из фильмов киноэпопеи "Освобождение" ("Мосфильм", 1968-1972, реж. Юрий Николаевич Озеров): "Огненная дуга", "Направление главного удара", "Последний штурм".

/ муз. и сл. Александр Суханов
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев

В творческом наследии Александра Суханова есть прекрасная песня, которая не очень известна широкой аудитории. Несколько лет назад мы вместе с аранжировщиком Сергеем Каминским сделали другой вариант, и я её записал в своей интерпретации.

Я помню тот нелёгкий бой: пехота шла в атаку.
В бою погибнуть мог любой, но живы мы однако.
Удача нам на миг была верна не потому ли,
Что лишь в огонь она вела, туда, где пели пули.

Мы шли за танками в дыму, гудела канонада.
И я не думал, почему идти в атаку надо.
Ждала меня моя земля от пепла неживая.
В дыму и пламени поля — Россия вековая.

Я лейтенантом молодым пехоту вёл в атаку.
Над головой клубами дым. Приказ — назад ни шагу.
Глаза не видели мои, душа огнём горела.
Война, кровавые бои не для души и тела.


Горячим был мой автомат, когда умолкли пули.
И наш передовой отряд в укрытие вернули.
В миг необычной тишины я понял, что невольно
Ждал окончания войны и было ждать мне больно.


У наших душ упрямый нрав: нам благом были беды.
В бою победу одержав, мы жили днём Победы.
Не быть победа не могла — мы ждали бесконечно.
Тот день, когда она пришла, мы будем помнить вечно.
Тот день, когда она пришла, мы будем помнить вечно!


Лауреаты Царскосельской премии | Александр Суханов. Интервью

Один из лучших авторов в жанре бард-романса. Если не лучший. Великолепный мелодист и очень тонкий исполнитель. В своём творчестве сочетает изысканность высокой поэзии Серебряного века и домашнюю душевность бардовской песни.

Александр Алексеевич Суханов родился 25 мая 1952 года в Саратове. Окончил с отличием мехмат МГУ им. М.В.Ломоносова (1974), аспирантуру. Кандидат физико-математических наук. Преподавал высшую математику в Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина. С 1981 года работает в МГУ, в лаборатории вычислительных методов. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. Песни пишет с 1969 года на свои стихи, а также на стихи известных российских и зарубежных поэтов. Лауреат Царскосельской художественной премии, за самобытный музыкальный почерк и песни на стихи классических поэтов (2012).

— Саша, а на сколько лет ты себя чувствуешь?

— На все 50 и чувствую.

— Да как же это! Я сам не намного моложе, но ощущаю себя 30-летним. По крайней мере, стараюсь.

— Когда мне было 45, я тоже старался. А теперь понимаешь, что где-то рядом уже и 60. А там не за горами и седьмой десяток.

— Ты окончил мехмат МГУ. Так кто же Суханов в первую очередь — бард или математик?

— Бардовской песней я занимаюсь со студенческих лет, что стало во многом для меня делом профессиональным. И все же не первостепенным. На основной работе, где я занимаюсь математикой, научной деятельностью, у меня есть хоть и маленькая, но зарплата, регулярно выплачиваемая. А для сцены у меня нет даже статуса артиста. Значит, нет и администратора, который бы занимался моей концертной деятельностью. То есть я не могу планировать свою работу на будущее. Я математик, а потом уже бард.

— А что ты в себе ценишь больше — музыкальное начало или поэтическое?

— Я ощущаю себя прежде всего классным композитором.

— Смело!

— В своем жанре, разумеется. Я хорошо знаю бардовскую среду, чтобы сравнивать, делать выводы. И знаю, что мелодику песни никто не пишет так, как я. По своим стихам на многое не претендую. Как исполнитель — может, и хуже некоторых, но как композитор — лучше. Впрочем, на подобные темы я стараюсь не спорить.

— Кто из бардов, ну, скажем, последних 30 лет, тебе наиболее близок?

— Наверное, те, с кем общаюсь? Умер Окуджава, еще раньше Визбор, а из тех, кто остался сейчас, самые такие солидные, что ли, барды — это Городницкий, Кукин, Дулов.

— Это в силу личного знакомства или нравится их творчество?

— Ну, конечно, если лично знаком, то лучше отношусь. А вот, скажем, я мало знаком с Кимом, но считаю, что он замечательный бард, сильный композитор, поэт. Нравятся Дольский, Олег Митяев...

— Иващенко, Васильев? Кстати, не удалось ли посмотреть их модный мюзикл "Норд-Ост"?

— Я хорошо знаком с Иващенко. С Васильевым — немножко. Они-то и пригласили меня на один из первых прогонов мюзикла. Мне понравились их дуэты, хоры… такие веселые, разнообразные. Мне вообще нравятся их песни, люблю, когда они поют вместе. Для такого мюзикла все было сделано высококлассно.

— Саша, а ты никогда не мечтал создать сам нечто подобное? Написал же Сергей Никитин мюзикл, и его поставили.

— Так ведь он же работал в это время в театре. В его распоряжении были оркестр, музыканты. Он мог писать партитуру, а музыканты, артисты ее тут же исполнять. В принципе была идея написать какое-то произведение крупной формы, но для этого не было необходимых условий. Есть у меня музыкальная сказка, но это малая форма произведения. Когда-то записал её в детском музыкальном журнале "Колобок". Потом написал целую музыкальную драму "Дон Гуан" в четырёх частях и пел на своих концертах. Только записывать её никто не хотел. А исполнять произведения более крупной формы, чем песня очень тяжело. Сейчас, в общем-то, уже и не пою.

— Сколько за год удается написать песен?

— Около 11. Иногда больше.

— Где сочиняется лучше — на работе, в метро, на прогулке, за рулем? Обязательно ли нужно для этого уединение?

— Когда ведешь машину, то чувствуешь себя шофером, а не бардом. Надеюсь, пока, поскольку я ещё начинающий водитель. Размышления о том, что написать, как написать скорее приходят во время бардовских тусовок. Общение с собратьями по перу, с людьми творческими как-то стимулирует творчество.

С моей точки зрения, одни из самых культурно образованных людей, самых продвинутых — это те, кто любит бардовскую песню. Уже потому, что она заставляет человека задумываться — о вечном, о былом, о прекрасном. И если кто-то любит эстраду, но относится очень плохо к бардам, считаю, что это люди заблуждающиеся. Точно так же я отношусь и к музыкантам.

— Как жена относится к сочинительству? Она, наверное, стимул, источник вдохновения…

— Когда я что-то сочиняю, она старается не мешать. Но, естественно, создавать какие-то специальные для меня условия у неё просто нет возможностей.

— Много ли песен посвящено ей за последние годы?

— Все песни, в которых говорится о дружбе, любви, — это косвенно о нашей с ней жизни. Ну как сказать, что песня посвящена любви к какой-то другой женщине (смеётся)? Есть и специально посвящённые жене. Их несколько, но написаны они были давно, когда мы только начинали жить вместе.

— Было время, когда по радио частенько крутили песни в исполнении Никитина из "Иронии судьбы…", позже — из фильма "Москва слезам не верит". Но Суханова почему-то не было слышно. На мой взгляд, это несправедливо.

— Я не настолько популярен, чтобы мои песни часто передавали в эфире. Хотя, конечно, стараюсь участвовать в различных радио- и телевизионных передачах. Один из первых когда-то записал телевизионный альбом. Даже раньше Высоцкого.

— Альбом тот существует?

— Да. И его через 15 лет после записи снова показывали, потом еще через 15 лет. А телеальбом Высоцкого — каждый год. Клипы со мной, видеозаписи песен тоже редко появляются — видимо, не то направление.

— Часто ходишь в гости?

— Не приглашают как-то. Когда был молодой, очень любил большие компании с большим столом, играми, танцами… А сейчас мне уже много лет, и я не хочу никуда ходить.

— И на таких вечеринках, конечно, доводилось петь. А тебя не раздражает, когда во время исполнения кто-то гремит вилками, тарелками?

— Да нет. Я уже привык. Лет 20 назад это, конечно, смущало. Мне нравилось, когда публика сидит тихо-тихо, смотрит тебе в рот, потом начинает бурно реагировать, хвалить песню. А сейчас, если во время исполнения даже на концерте кто-то начинает орать друг на друга, стучать тарелками или вдруг зазвонит телефон, — не обращаю внимания. Я работаю.

— Ты веришь в Бога?

— Фанатичной веры в Бога у меня не появилось. Скорее, я боюсь всего такого божественного: например, не понимаю, что такое Вселенная, что такое звёзды, которые находятся от нас за миллионы световых лет, что такое Галактики. В этом смысле я верующий человек.

Последние лет 25 встречаю Рождество в компании с Сергеем Никитиным. Когда-то он пригласил меня к своим друзьям. Тогда по комсомольско-партийным соображениям отмечать этот праздник было не принято. И они придумали свой, назвав его День живота. Это же конец поста. Подается много-много разных вкусных закусочек, салатиков, пирожков. А на финал-апофеоз Сергей Никитин готовит свой знаменитый плов.

— Кем ты работаешь?

— 20 лет на одном месте — в МГУ на мехмате, в лаборатории научным сотрудником. Даже не стал старшим научным сотрудником.

— Но ты же защитил диссертацию…

— Кандидат наук я уже 25 лет.

— Я слышал ты написал и докторскую?

— Написал, но защититься, к сожалению, не удалось до сих пор.

— На дачу тянет? Есть желание смыться из города, покопаться в земле?

— Только когда попросит жена. Писать что-либо там невозможно. Сразу появляются заботы: зимой надо почистить снег, летом залатать забор, вскопать землю или крышу починить. Словом, дел хватает. Любых. Но не творческих. На них уже ничего не остаётся.

— У тебя есть любимая песня?

— Пожалуй, "Зелёная карета" — самая известная. То есть не только я к ней так отношусь. Вот у Елены Камбуровой есть диск, куда включены лучшие русские колыбельные песни Чайковского, Дунаевского, даже Бизе и Моцарта (видимо, ставшие русскими), в том числе и моя. Другой компакт-диск — это бардовский проект лучших песен ХХ века, в который также вошла "Зелёная карета". >>

/ Источник: «Экспресс-газета», N 20 (382). 24.05.2002