РУСЬ СВЯТАЯ вера и мужество

 

Мужество

 10. Русское поле(муз. Ян Френкель, сл. Инна Гофф)
 11. Журавли(муз. Ян Френкель, сл. Расул Гамзатов)
 12. Иволга(муз. Кирилл Молчанов, сл. Николай Заболоцкий)
 
 13. Мы будем помнить вечно(муз. и сл. Александр Суханов)
 14. Нас не нужно жалеть(муз. Валерий Зубков, сл. Семен Гудзенко)
 15. Герои мировой войны(муз. Владимир Бучель, сл. Римма Казакова)
 16. Березовый сок(муз. Вениамин Баснер, сл. Михаил Матусовский)

12. ИВОЛГА

/ песня из к/ф «Доживём до понедельника» (Киностудия им. Горького, 1968)
/ фильм-романс (Р.Богатырев): на основе кадров фильма режиссера Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (Мосфильм, 1975)

/ муз. Кирилл Молчанов (1968), сл. Николай Заболоцкий (1946)
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев

Песня «Иволга» была написана Кириллом Молчановым (1922-1982) для легендарного фильма «Доживём до понедельника». Гениальные стихи слились с прекрасной музыкой.

Кирилл Молчанов написал 7 опер, был директором Большого театра (1973-1975), но массовой аудитории запомнился по двум мелодиям из этого фильма: «Журавлиной песни» (в фильме была только инструментальная версия) и «Иволге» («В этой роще берёзовой»).

Так уж случилось, что «Иволга» оказалась как бы в тени более яркого вальса, светлой «Журавлиной песни», ставшей визитной карточкой фильма.

Но та пронзительная сцена, где Вячеслав Тихонов в кадре исполняет «Иволгу», стала едва ли не ключевой в этой картине и на долгие годы врезалась в память.

К сожалению, эту гениальную песню крайне редко исполняют. Она незаслуженно оказалась вне поля зрения новых поколений.

Когда я решил записать «Иволгу», одну из любимых песен моего детства, записать, максимально сохранив проникновенный и сдержанный характер исполнения Вячеслава Тихонова, встал вопрос, как создать на её основе свой фильм-романс. Уже вне контекста оригинального фильма «Доживём до понедельника». А точно иллюстрирующий саму песню.

Тогда и вспомнил про эпизод с мельницей из другого фильма, где снимался Вячеслав Тихонов, — «Они сражались за Родину». Убеждён, там образ мельницы у режиссёра Сергея Бондарчука (1920-1994) появился именно под влиянием песни «Иволга». Появился спустя 7 лет после её премьеры.

Одна песня — два фильма, две незабываемые роли Вячеслава Тихонова (1928-2009).

В этой роще берёзовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.


Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.

Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?


За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опалёнными веками
Припаду я, убитый, к земле.

Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моём сердце разорванном
Голос твой запоёт.


Вспоминает режиссёр фильма «Доживём до понедельника» Станислав Ростоцкий (1922-2001).

— Этот сценарий мне дал директор Киностудии им. Горького Г.И.Бритиков. Я пришел к нему на следующий же день — просить, чтобы он позволил мне ставить эту картину. Вместе со сценаристом Полонским мы написали режиссёрский сценарий и послали его в Госкино. Ответа, конечно же, не получили, как мы и ожидали. И тогда Бритиков (он был смелым человеком) сказал: «Снимайте на свой страх и риск!»

По тем временам мы поставили рекорд — сняли за 3,5 месяца, ежесекундно ожидая, что нас могут остановить. И были правы: в тот момент, когда фильм был снят, пришла бумага из Госкино, где было написано, что «главной ошибкой Киностудии им. Горького является запуск в производство фильма «Доживём до понедельника».

«Доживём до понедельника» был признан лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран». Спустя годы Ростоцкий говорил: «Я думаю, что, если бы не было советской системы и не было такого духа сопротивления, то и картина бы не получилась».

Фильм, снятый полвека назад про обычную советскую школу, произвёл тогда невероятный эффект. О нём говорили, спорили... Удивительный фильм. Именно он и стал поворотным в жизни Вячеслава Тихонова, кстати говоря, очень не хотевшего в нём сниматься. Именно фильм и вернул его к продолжению съёмок в кино, откуда Тихонов собрался было уходить.

Позади была «Война и мир» (1967). Впереди — «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Фронт без флангов» (1974), «Они сражались за Родину» (1975)...

Полный текст исходного стихотворения «В этой роще берёзовой» Николая Заболоцкого (1946).


В этой роще берёзовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жильё,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро моё.

Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?

Окружённая взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.

За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опалёнными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемёт.
И тогда в моём сердце разорванном
Голос твой запоёт.

И над рощей берёзовой,
Над берёзовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.