Мужество |
10. Русское поле | (муз. Ян Френкель, сл. Инна Гофф) | |
11. Журавли | (муз. Ян Френкель, сл. Расул Гамзатов) | |
12. Иволга | (муз. Кирилл Молчанов, сл. Николай Заболоцкий) |
13. Мы будем помнить вечно | (муз. и сл. Александр Суханов) | |
14. Нас не нужно жалеть | (муз. Валерий Зубков, сл. Семен Гудзенко) | |
15. Герои мировой войны | (муз. Владимир Бучель, сл. Римма Казакова) | |
16. Березовый сок | (муз. Вениамин Баснер, сл. Михаил Матусовский) |
12. ИВОЛГА
/ песня из к/ф «Доживём до понедельника» (Киностудия им. Горького, 1968)
/ фильм-романс (Р.Богатырев): на основе кадров фильма режиссера Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (Мосфильм, 1975)
/ муз. Кирилл Молчанов (1968), сл. Николай Заболоцкий (1946)
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев
Песня «Иволга» была написана Кириллом Молчановым (1922-1982) для легендарного фильма «Доживём до понедельника». Гениальные стихи слились с прекрасной музыкой.
Кирилл Молчанов написал 7 опер, был директором Большого театра (1973-1975), но массовой аудитории запомнился по двум мелодиям из этого фильма: «Журавлиной песни» (в фильме была только инструментальная версия) и «Иволге» («В этой роще берёзовой»).
Так уж случилось, что «Иволга» оказалась как бы в тени более яркого вальса, светлой «Журавлиной песни», ставшей визитной карточкой фильма.
Но та пронзительная сцена, где Вячеслав Тихонов в кадре исполняет «Иволгу», стала едва ли не ключевой в этой картине и на долгие годы врезалась в память.
К сожалению, эту гениальную песню крайне редко исполняют. Она незаслуженно оказалась вне поля зрения новых поколений.
Когда я решил записать «Иволгу», одну из любимых песен моего детства, записать, максимально сохранив проникновенный и сдержанный характер исполнения Вячеслава Тихонова, встал вопрос, как создать на её основе свой фильм-романс. Уже вне контекста оригинального фильма «Доживём до понедельника». А точно иллюстрирующий саму песню.
Тогда и вспомнил про эпизод с мельницей из другого фильма, где снимался Вячеслав Тихонов, — «Они сражались за Родину». Убеждён, там образ мельницы у режиссёра Сергея Бондарчука (1920-1994) появился именно под влиянием песни «Иволга». Появился спустя 7 лет после её премьеры.
Одна песня — два фильма, две незабываемые роли Вячеслава Тихонова (1928-2009).
В этой роще берёзовой, Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей,— Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. — Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? — За великими реками Встанет солнце, и в утренней мгле С опалёнными веками Припаду я, убитый, к земле. Крикнув бешеным вороном, Весь дрожа, замолчит пулемет. И тогда в моём сердце разорванном Голос твой запоёт. |
Вспоминает режиссёр фильма «Доживём до понедельника» Станислав Ростоцкий (1922-2001).
— Этот сценарий мне дал директор Киностудии им. Горького Г.И.Бритиков. Я пришел к нему на следующий же день — просить, чтобы он позволил мне ставить эту картину. Вместе со сценаристом Полонским мы написали режиссёрский сценарий и послали его в Госкино. Ответа, конечно же, не получили, как мы и ожидали. И тогда Бритиков (он был смелым человеком) сказал: «Снимайте на свой страх и риск!»
По тем временам мы поставили рекорд — сняли за 3,5 месяца, ежесекундно ожидая, что нас могут остановить. И были правы: в тот момент, когда фильм был снят, пришла бумага из Госкино, где было написано, что «главной ошибкой Киностудии им. Горького является запуск в производство фильма «Доживём до понедельника».
«Доживём до понедельника» был признан лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран». Спустя годы Ростоцкий говорил: «Я думаю, что, если бы не было советской системы и не было такого духа сопротивления, то и картина бы не получилась».
Фильм, снятый полвека назад про обычную советскую школу, произвёл тогда невероятный эффект. О нём говорили, спорили... Удивительный фильм. Именно он и стал поворотным в жизни Вячеслава Тихонова, кстати говоря, очень не хотевшего в нём сниматься. Именно фильм и вернул его к продолжению съёмок в кино, откуда Тихонов собрался было уходить.
Позади была «Война и мир» (1967). Впереди — «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Фронт без флангов» (1974), «Они сражались за Родину» (1975)...
Полный текст исходного стихотворения «В этой роще берёзовой» Николая Заболоцкого (1946).
В этой роще берёзовой, Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей,— Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. Пролетев над поляною И людей увидав с высоты, Избрала деревянную Неприметную дудочку ты, Чтобы в свежести утренней, Посетив человечье жильё, Целомудренно бедной заутреней Встретить утро моё. Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? Окружённая взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь. Молчаливая странница, Ты меня провожаешь на бой, И смертельное облако тянется Над твоей головой. За великими реками Встанет солнце, и в утренней мгле С опалёнными веками Припаду я, убитый, к земле. Крикнув бешеным вороном, Весь дрожа, замолчит пулемёт. И тогда в моём сердце разорванном Голос твой запоёт. И над рощей берёзовой, Над берёзовой рощей моей, Где лавиною розовой Льются листья с высоких ветвей, Где под каплей божественной Холодеет кусочек цветка,— Встанет утро победы торжественной На века. |