РУСЬ СВЯТАЯ вера и мужество

 

Вера

 1. Русь(муз. Дмитрий Соловьев, сл. Александр Блок)
 2. Тебе одной плету венок(муз. Виктор Панченко, сл. Сергей Есенин)
 3. Князь Владимир(муз. и сл. Владимир Оксиковский)
 
 4. Ах, как птицы поют(муз. Геннадий Пономарев, сл. иеромонах Роман)
 5. Радость моя(муз. и сл. иеромонах Роман)
 6. Пел соловей(муз. и сл. иеромонах Роман)
 
 7. Спаси и сохрани(муз. Евгений Крылатов, сл. Анастасия Суханова)
 8. Всего-то навсего(муз. монахиня Иуалиания, сл. Андрей Лонгвинов)
 9. Богомольная рябина(муз. и сл. Ирина Скорик)

1. РУСЬ

/ муз. Дмитрий Соловьев, сл. Александр Блок
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев
/ видео (Р.Богатырев): Плес (2019), Константиново (2020).

Эрмитажный фильм «Русь»: Плёс Исаака Левитана и Константиново Сергея Есенина, Волга и Ока, рассветы и закаты.


Уходящий 2020 год — год юбилеев выдающихся деятелей русской культуры: 220-летие Евгения Баратынского, 200-летие Афанасия Фета, 180-летие Петра Чайковского, 160-летие Антона Чехова, 150-летие Ивана Бунина, 150-летие Александра Куприна, 140-летие Андрея Белого, 140-летие Александра Бенуа, 130-летие Бориса Пастернака... 30 августа отмечалось 160 лет со дня рождения Исаака Левитана, 3 октября — 125-летие Сергея Есенина, а 28 ноября — 140 лет со дня рождения Александра Блока.

Блок, Есенин, Левитан... Объединяет их одно короткое слово – Русь.

  • К 160-летию со дня рождения Исаака Левитана
  • К 140-летию со дня рождения Александра Блока
  • К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина

Материал для этого эрмитажного (пейзажного) фильма я снимал в сентябре 2019 г. в левитановском Плёсе и в августе 2020 г. в есенинском Константиново. Снимал для себя. То, что подмечал. То, что выхватывал глаз и к чему тянулась душа.

Уже во время поездки в Константиново стало понятно, что это будет за фильм и что станет его музыкальной основой. Да, два великих пейзажиста – Левитан и Есенин. Но при этом над ними поэтическое слово Александра Блока.

Есть у него позабытое стихотворение «Русь». Написано в 1906 г. В период университетской дружбы с Сергеем Городецким и Алексеем Ремизовым. За год до начала переписки с Николаем Клюевым. И за 10 лет до появления первого сборника Сергея Есенина «Радуница». Первая часть в нём так и называлась – «Русь».

На стихотворение Блока один из моих знакомых музыкантов (Дмитрий Соловьёв) написал песню и подарил её мне. То было 3 года назад. Быстро набросав музыкальную форму, я сразу же заказал аранжировку. Всё это долго пролежало в столе. Руки всё не доходили. Впрочем, мне не очень нравилась драматургия песни. Просто полностью перекладывать стихотворение Блока было неразумно. А из его строк выстроить гармоничный сюжет не очень-то получалось. Нужен был ключ, нужна была идея.

И в августе 2020 г. в Константиново всё стало на свои места. Александр Блок как пророк судьбы Сергея Есенина. Через самую главную для них тему – Русь. Записать песню и смонтировать фильм было уже много проще.

В фильме две части: (1) Русь Левитана (Плёс, Волга) и (2) Русь Есенина (Константиново, Ока). Закаты и рассветы. И конечно образ храма: деревянная церковь Воскресения Христова в Плёсе на горе Левитана и храм Казанской иконы Божией матери в селе Константиново. Там, где венчались родители Есенина, где поэта крестили в 1895 г. и отпевали в 1925 г.

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.


Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поёт преданья старины...

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.


Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого Бога страстно верил,
Какую девушку любил.


Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Да, я не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого Бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Константин Коровин: «Левитан часто впадал в меланхолию и часто плакал. Иногда он искал прочесть что-нибудь такое, что вызывало бы страдание и грусть. Уговаривал меня читать вместе. «Мы найдём настроение, это так хорошо, так грустно — душе так нужны слёзы…». Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. «Как странно всё это и страшно, — говорил он мне, — и как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира — земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймёт этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство — в нём есть что-то небесное — музыка».

Сергей Есенин: «Сродни мне и Левитан. Идёшь от одной картины к другой, и вот вспыхивает осень золотом берёз и синью реки, грустит закат над омутом, задумался стог сена в вечерней тишине… Смотришь и думаешь: «Да ведь это моё, родное, близкое мне, с детства вошедшее в сердце…».

Михаил Мурашов: «Раз как-то зашёл ко мне Александр Александрович Блок и принёс два стихотворения для сборника (в то время я готовил для одного издательства литературный альманах). Затем мы вместе ушли. Без меня пришёл Есенин. На столе нашёл стихи Блока, прочёл и написал записку, а внизу приписал: «Ой, ой, какое чудное стихотворение Блока! Знаешь, оно как бы светит мне!» Есенин очень любил стихи Блока и часто читал их на память».

=== БЛОК И ЕСЕНИН

Мысль о том, что Есенин — прямой последователь Блока и что именно Александр Блок был для Есенина главной путеводной звездой, не столь очевидна. Даже абсурдна. Мы привыкли к другому Есенину. Да и он сам нас к этому приучил.

Его хрестоматийные «сподвижники» — Николай Клюев и Анатолий Мариенгоф. Это нам вдалбливали и продолжают вдалбливать по сей день весьма маститые эксперты. А то, что в основе почти всего творчества Есенина лежат Пушкин, Блок и Белый — это ведь что-то из области фантастики. Не так ли?

Не скрою, вот уже несколько месяцев, как я глубоко погрузился в эту тематику в свете своих исследований по Серебряному веку. И она меня захватила. Масштабом и неизвестностью. И чем дальше погружаюсь в материалы, тем всё больше убеждаюсь в том, что шаблонность, стереотипность подачи творчества Есенина во многом не только принижает его истинную глубину, но и существенно обедняет восприятие всей русской поэзии. Да, «хребет» её определяют эти три имени: Пушкин, Блок, Есенин.

Одним из первых побудительных моментов к тому, чтобы, засучив рукава, взяться всерьёз за Есенина, стали записные книжки Георгия Васильевича Свиридова. Его любимым поэтом был Сергей Есенин. Хотя вначале «пальму первенства» в своей табели о рангах применительно к Руси и России он отдавал Александру Блоку. Свиридов не поленился заглянуть глубже поверхностной маски хулигана и пейзажиста Есенина. Да, Есенин глубже. Много глубже, нежели мы привыкли считать.

Г.В.Свиридов: «Любовь народа к стихам Есенина в известной мере — ответная. Ибо он сам наполнен бесконечной любовью ко всему живому. В то время как многие художники наполнены исключительно собой, например Маяковский... Для русской культуры, во всяком случае для некоторой её части, характерны элементы, роднящие её более, чем культуру современной Европы, с Древней Грецией. Эти элементы получены нами через православную веру, которая впитала в себя и древнюю греческую философию. Вот откуда платонизм у Мусоргского, Владимира Соловьёва, у Блока и Есенина. Преобладающий элемент духовного начала в творчестве (Божественного). Вот почему искусство этих художников трудно мерить европейской мерой. Вот этому искусству равно чужда и чувствительность, и схоластика, и даже пламенный рационализм Спинозы или Бетховена.

Это искусство совсем не клерикальное, не религиозное искусство с точки зрения культа, обряда, богослужения. Оно религиозно, священно, сакраментально в том смысле, как говорил Платон — что душа человека сотворена Богом — это та Божественная часть человеческого существа, которая способна общаться со своим творцом и одна лишь в человеке несёт в себе подлинное, неизменное, вечное Божественное начало».