Николай Клюев и Николай Рубцов |
7. Голуби белые | (муз. Виктор Панченко, сл. Николай Клюев) | |
8. Моя головушка | (муз. Ольга Никитина, сл. Константин Бальмонт) | |
9. Прощальная песня | (муз. Юрий Смирнов, сл. Николай Рубцов) | |
10. В минуты музыки печальной | (муз. Борис Емельянов, сл. Николай Рубцов) |
9. ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
/ фильм-романс: на основе кадров из фильма "До будущей весны" режиссера Виктора Соколова (Ленфильм, 1960).
/ в гл. ролях: Иннокентий Смоктуновский и Людмила Марченко.
Именно в этом дипломном фильме В.Соколова Иннокентий Смоктуновский настолько поразил режиссера Г.М.Козинцева, что тот пригласил его на главную роль в легендарной киноленте «Гамлет».
/ муз. Юрий Смирнов, сл. Николай Рубцов
/ аранж. Олег Князев / исп. Руслан Богатырев
На мелодию песни "Тихая моя Родина" (муз. Ю.Смирнов, сл. Н.Рубцов). Текст создан авторским методом поэтической инкрустации (Р.Богатырев) из двух стихотворений Николая Рубцова: "Зимняя песня" (1965) и "Прощальная песня".
В той деревне огни не погашены. Ты мне тоску не пророчь! Звёздами нежно украшена Тихая зимняя ночь. Светятся тихие, чудные, Слышится шум полыньи... Были пути мои трудные. Где ж вы, печали мои? — Девушка мне улыбается, Сам я улыбчив и рад! Трудное — всё забывается, Светлые звёзды горят! Правда ль, во мгле заметеленной Глохнет покинутый луг? Правда ль, надежды потеряны? Кто это выдумал, друг? — Я уеду из этой деревни... Будет льдом покрываться река, Будут ночью поскрипывать двери, Будет грязь на дворе глубока. Мать придёт и уснёт без улыбки... И в затерянном сером краю В эту ночь у берестяной зыбки Ты оплачешь измену мою. — Так зачем же, прищурив ресницы, У глухого болотного пня Спелой клюквой, как добрую птицу, Ты с ладони кормила меня? Слышишь, ветер шумит по сараю? Слышишь, дочка смеётся во сне? Может, ангелы с нею играют И под небо уносятся с ней... — Не грусти! На знобящем причале Парохода весною не жди! Лучше выпьем давай на прощанье За недолгую нежность в груди. Мы с тобою как разные птицы! Что ж нам ждать на одном берегу? Может быть, я смогу возвратиться, Может быть, никогда не смогу. — Ты не знаешь, как ночью по тропам За спиною, куда ни пойду, Чей-то злой, настигающий топот Всё мне слышится, словно в бреду. Но однажды я вспомню про клюкву, Про любовь твою в сером краю И пошлю вам чудесную куклу, Как последнюю сказку свою. |
Георгий Свиридов о Николае Рубцове.
«Бывают слова изумительной красоты (например, Рубцов) — они сами музыка. Они не нуждаются в музыке, либо для воплощения их в музыке нужен примитив, который донесёт красоту этих слов».
«В чём сила Русского искусства, русской литературы (кроме таланта самого по себе)? Я думаю, она в чувстве совести. Николай Рубцов — тихий голос великого народа, потаённый, глубокий, скрытый».
«Да, Рубцов — это, кажется, был замечательно одарённый человек! Это поэт, который не только стихами, но и всей своей жизнью, всей своей судьбой. Он — памятник эпохи. Это настоящий народный поэт по строю чувств, по непридуманности. Именно русский, по непридуманности, по не изобретательности самой поэзии. Какие-то живые куски, оторванные от сердца! Есть слова, которые ему дано было сказать, например, «Поверьте мне, я чист душою!». И ему веришь, и ему веришь! Большинство современных поэтов сказать таких слов не могли. Ибо им не поверишь, а ему веришь! Это «До конца, до тихого креста»:
Пусть душа останется чиста!
Пусть она останется чиста
До конца, до смертного креста!
Вот это ему было дано сказать. Так что "Россия, Русь! Храни себя, храни!" — это, мне кажется, вот ему было дано сказать. Не знаю только, удастся ли всё это сохранить? Удастся ли? Это сейчас вопрос уже! Замечательная его поэзия, да! Стихи Рубцова — это душа северная, душа, тонущая в каком-то необъятном северном мраке, который её и поглотил.
Послевоенная, страшная, разорённая, бесприютная Россия! Россия детдома, общежитий, казармы или кубрика и… кабака. Но не старого кабака, общего для всех, а кабака уже домашнего, в каждой квартире… Николай Рубцов — тихий голос великого народа, потаённый, глубинный, скрытый...»