РУСЬ СЕРЕБРЯНАЯ надежда

 

Александр Блок

 1. Белые ночи(муз. Александр Суханов, сл. Александр Блок)
 2. Голубая ночь(муз. Евгений Дога, сл. Александр Блок)
 3. Твое лицо(муз. Игорь Двуреченский, сл. А.Блок, Р.Богатырев)
 
 4. Ты в эти дни была моя(муз. Александр Суханов, сл. Александр Блок)
 5. Девушка пела в церковном хоре(муз. Эннио Морриконе, сл. Александр Блок)
 6. Вдохновенья обманутых дней(муз. Александр Суханов, сл. Александр Блок)

5. ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ
/ муз. Эннио Морриконе, сл. Александр Блок
/ аранж. Олег Князев   / исп. Руслан Богатырев

Текст кармен-романса — знаменитое стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» (1905, август) из сборника «Разные стихотворения» (1904-1908).

В этом фильме тесно сплелись в одной молитве — слово, музыка и образ: "Девушка пела в церковном хоре" Блока, "Le vent, le cri" Морриконе и Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.


И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.


Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче...

Из интервью с Эннио Морриконе (2008, "Аргументы и факты"):

— B своих композициях вы часто используете женский голос как один из инструментов.

— Использовал. Теперь — нет. Но голос как таковой — самая естественная и потрясающая вещь, которая существует в мире музыки. Потому что он льётся из нашего тела, а не из инструмента. Инструментом является сама человеческая плоть.

Le vent, Le cri («Плач ветра», «Ветер, крик», 1981) — знаменитая тема любви Эннио Морриконе из фильма «Профессионал».

Молитвенная наполненность чудесной музыки. Перекликается с известной работой Эннио Морриконе для фильма «Красная палатка» (СССР, Великобритания, Италия, 1969). Достаточно послушать Le vent, Le cri в контексте того фильма и другой музыки для него, написанной Александром Зацепиным (советская версия «Красной палатки»), чтобы уловить совсем иную глубину, нежели та, что отразилась в фильме «Профессионал».

Морской ветер, тревожные крики чаек, безбрежное море, всепобеждающая сила любви... Просто небесная музыка. Молитва.

Музыка Эннио Морриконе в вокальном варианте сохранена в исходной форме: 9 частей (3*3), «три площадки» — три ступени тональности с модуляциями: ре минор, ми минор, фа минор.

Стихотворение Александра Блока также использовано в первоначальном виде (август 1905). Каждая пара катренов (четверостиший) располагается на «площадке» соответствующей модуляции с предшествующим инструментальным блоком.

Музыка Морриконе позволяет немного изменить композицию стихотворения, и в финале повтор первых двух катренов на финальной ступени модуляции усиливает драматургию произведения.

Александр Блок написал своё стихотворение в августе 1905 г., написал под впечатлением от горьких и трагических событий Русско-японской войны с драматичным поражением русской эскадры под Цусимой (14-15 мая 1905 г.). Память о русских героях-моряках, погибших в 1905 г., увековечена в Морском соборе святителя Николая Чудотворца в Кронштадте.

Первая строфа отсылает нас к великой ектенье, куда входит и молитва о плавающих и путешествующих. Царские врата — вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — изображение Спасителя. «Радость будет» — цитата из Евангелия от Иоанна. «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…».

ВИДЕО. Храм славы и скорби. Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский ставропигиальный Морской собор) — самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903-1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле.

1 (14) сентября 1902 г. началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова.

8 (21) мая 1903 г. состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей.

Главный престол Морского собора освящён во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В соборе установлены памятные доски из чёрного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имён моряков, погибших в период с 1695 по 1910 гг., которые поминаются во время службы.

С мая 2013 г. считается главным храмом Военно-морского флота России.